Умелые ручки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "МАКУЁВСКАЯ
НАЧАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
ШКОЛА"
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "МАКУЁВСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА"
DN: C=RU, S=Свердловская область, STREET="д. Макуй, переулок
Центральный,1", L=Макуй, T=Директор, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""МАКУЁВСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА""", ОГРН=1096656000320,
СНИЛС=02591207435, OID.1.2.643.100.4=6656019616, ИНН=665100183009,
E=makuewskooh@mail.ru, G=Галина Алексеевна, SN=Кучина, CN="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ""МАКУЁВСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА"""
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: место подписания
Foxit Reader Версия: 9.7.2

«Макуёвская начальная общеобразовательная школа»

ПРИНЯТА
На заседании педагогического
совета МКОУ «Макуёвская НОШ»
протокол №1 от 28.08.2025 г.

УТВЕРЖДАЮ:
директор МКОУ «Макуёвская НОШ»
__________ Г.А. Кучина
приказ от 28.08.2025 г. №38-д

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
"Умелые ручки"
Возраст обучающихся 6- 10 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Новоселова Венера Васильевна,
учитель начальных классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего
образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является
гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель
взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен,
происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития
творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности,
отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании
воспитательного процесса школьного образовательного учреждения.
Основой эстетического воспитания является искусство. Рабочая программа «Умелые ручки»
составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования и имеет
художественную направленность.
Дополнительная общеобразовательная программа «Умелые ручки» разработана в соответствии с
нормативными документами:
-Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ,
-Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная
распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р;
-Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением
Правительства РФ от от 31 марта 2022 г. N 678-р ;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
-Распоряжение Правительства Свердловской области от 26.10.2018 г. № 646-РП «О создании в
Свердловской области целевой модели развития региональной системы дополнительного образования
детей»;
-Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 г. № 503-1111 «О системе
персонифицированного финансирования дополнительного образования»;
-Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области «Об
утверждении правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей»;
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской федерации «Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» от 28.09.2020 г. № 28;
- Устав МКОУ «Макуёвская НОШ»;
Направленность программы дополнительной образовательной программы «Умелые ручки»
художественно-эстетическая, по функциональному предназначению - общекультурная, по форме
организации - кружковая, по времени реализации- годичная .
Новизна программы состоит в том, что развивает творческие способности - процесс, который пронизывает
все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений,
привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Для развития творческих способностей
необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона.
Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к
своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Актуальность программы обусловлена тем, что является составной частью художественноэстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами
искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными
средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается
отношение к собственной художественной деятельности.
Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов
и любознательность, что является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов.
Формой организации образовательного процесса на протяжении года обучения являются групповые
занятия. Оптимальная наполняемость группы 10 человек.

2

Режим занятий. Программка реализуется 1 календарный год и предлагает следующую периодичность
занятий в неделю: 1 учебный час.
Объём дополнительной общеобразовательной программы и сроки её освоения. Программа
рассчитана на одногодичный срок реализации, в следующем объёме часов, запланированных на весь период
её освоения: 37 часов.
1.2 ЦЕЛИ ЗАДАЧИ ДОПОЛНИЕТЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Цель:
формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально - образного
восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и
воображения.
Задачи:
Обучающие:
1. Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы.
2. Познакомить со свойствами материалов и инструментами.
3. Научить применять инструменты и приспособления.
4. Познакомить с правилами техники безопасности при работе с инструментами и материалами.
5.Обучить приемам художественного моделирования из бумаги.
6. Обучить выполнению швов «через край».
7. Познакомить с технологией использования гофрированной бумаги, салфеток при изготовлении
поделок.
8. Изучить технику конструирования поделок из природного и бросового материала, пластилина, соленого
теста.
Развивающие:
1. Расширять художественный кругозор.
2. Развивать мелкую моторику рук.
3 .Развивать внимание, память
Воспитательные:
1. Воспитывать усидчивость, аккуратность.
2. Адаптировать детей к школе.
3. Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
№
п/п

Наименование

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН:
Количество часов

Формы аттестации/ контроля

раздела
Теория

Практика

Всего
часов

1.

Художественное

творчество
2. Работа с природным и
бросовым материалом
3. Работа с пластилином

2

2
4

4

4

4

Беседа, устный опрос
Собеседование, устный опрос

Тренинги, игра, наблюдение
4. Работа
с соленым тестом
5.

6.

Работа с бумагой и
картоном
Работа с крупами

3

1

2

1

10

11

3

4

1

Тренинги, открытые занятия
Тренинги, игра, наблюдение
Тренинги, игра, наблюдение

3

7. Работа с гофрированной
бумагой и салфетками
Работа с тканью
8.

4

4

Тренинги, игра, наблюдение

4

5

Тренинги, открытые занятия

31

37

1
Итого:
6
Содержание учебного плана:

1. Художественное творчество.
Теория: беседа о цветных карандашах, акварели, гуаши, беседа о растительном мире и
лесных дарах местности, в которой живут обучающиеся.
2. Работа с природным и бросовым материалом.
Практика: изготовление композиций из засушенных листьев, составление композиции
«Животные нашего леса» (коллективная работа), мозаика «Веселые узоры» (с использованием
семян, камешек, листьев).
3. Работа с пластилином.
Практика: лепка людей, животных по образцу, пластилиновая аппликация на
картоне «Ветка рябины», «Любимые домашние животные».
4. Работа с соленым тестом.
Теория: знакомство с соленым тестом, приемы лепки.
Практика: Лепка животных, посуды, картины на картоне «Герои мультфильмов».
5. Работа с бумагой и картоном.
Теория: заочное путешествие на бумажную фабрику, профессия дизайнера.
Практика: изготовление игрушек-сувениров (новогодний фонарик, бабочка, кубик, цветок,
ракета), оригами, аппликации по желанию детей.
6. Работа с крупами.
Теория: способы изготовления изделий из круп.
Практика: аппликация с использованием различных видов крупы (цветы, животные),
работа по замыслу.
7. Работа с гофрированной бумагой и салфетками.
Практика: изготовление цветов, поделки из салфеток (торцевание).
8. Работа с тканью.
Теория: знакомство с профессией швеи.
Практика: техника выполнения шва «вперед иглой», «Красивая салфетка».

4

Календарно - тематический план
№ п/п
1.

Раздел

Художественное
творчество

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Тема урока

Беседа о цветных карандашах, акварели, гуаши
Беседа о растительном мире и лесных дарах местности,
в которой живут обучающиеся.

Работа с природным
и бросовым
Изготовление композиций из засушенных листьев
материалом
Составление композиции «Животные нашего леса»
(коллективная работа)
Составление композиции «Животные нашего леса»
(коллективная работа)
Мозаика «Веселые узоры» (с использованием семян,
камешек, листьев).
Лепка людей по образцу
Работа с
пластилином
Лепка животных по образцу

9.
10.
11.
12.

Работа с соленым
тестом

Пластилиновая аппликация на картоне «Ветка рябины»,
Пластилиновая аппликация на картоне «Любимые
домашние животные».
Знакомство с соленым тестом, приемы лепки.
Лепка животных, посуды

13.
14.

Лепка картины на картоне «Герои мультфильмов».
Работа с бумагой и Заочное путешествие на бумажную фабрику, профессия
картоном
дизайнера.

15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.

Изготовление игрушек-сувениров новогодний фонарик
Изготовление игрушек-сувениров бабочка
Изготовление игрушек-сувениров бабочка
Изготовление игрушек-сувениров кубик
Изготовление игрушек-сувениров кубик
Изготовление игрушек-сувениров цветок
Изготовление игрушек-сувениров ракета
Оригами

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

5

23.

Аппликации по желанию детей.

24.

Аппликации по желанию детей.

25.

Работа с крупами

Аппликация с использованием различных видов крупы
животные
Аппликация с использованием различных видов крупы
цветы
Работа по замыслу.

26.
27.
28.
29.
30.
31.

Работа с
гофрированной
бумагой и
салфетками

Изготовление цветов
Изготовление цветов
Поделки из салфеток (торцевание).
Поделки из салфеток (торцевание).

32.
33.

Способы изготовления изделий из круп.

Работа с тканью

Знакомство с профессией швеи.

34.

Техника выполнения шва «вперед иглой»

35.

Техника выполнения шва «вперед иглой»

36.

Техника выполнения шва « Красивая салфетка».

37.

Техника выполнения шва «вперед иглой», « Красивая
салфетка».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
• планировать свои действия;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
• проявлять познавательную инициативу;
• самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
• осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с
использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном
пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
• высказываться в устной и письменной форме;
• анализировать объекты, выделять главное;
• осуществлять синтез (целое из частей);
• проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

6

• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с
использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
• использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном
учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся научатся:
• допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения
поставленной творческой задачи;
• учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться, приходить к общему решению;
• соблюдать корректность в высказываниях;
• задавать вопросы по существу;
• контролировать действия партнёра.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
• владеть монологической и диалогической формой речи;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь.
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
• интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам
самовыражения;
• познавательный интерес к новым способам исследования технологий и
материалов;
• адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой
деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
• внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного
из средств самовыражения в социальной жизни;
• выраженной познавательной мотивации;
• устойчивого интереса к новым способам познания.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение:
• помещение для групповых занятий, которое соответствует санитарным и противопожарным нормам
и правилам, нормам охраны труда;
• в обстановке учебной аудитории должны быть: стол - 4 шт., стулья - 15 шт., шкафы для хранения
реквизита и дидактического материала, материалы для изготовления и реставрации декораций,
реквизита (бумага, гуашь, карандаши, клей, картон, ватман), набор инвентаря необходимого для
проведения игр и тренингов;

7

• техническое оснащение кабинета должно содержать: ноутбук (1 шт.), колонки (2 шт.),
мультимедийный проектор (1 шт.), экран (1 шт.).
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, имеющий высшее или
среднее-профессиональное педагогическое образование.
Методические материалы:
Мультимедийные материалы, репродукции, специальная литература, аудио и видеозаписи.
2.2. Формы аттестации /контроля и оценочные материалы
Для оценки эффективности реализации дополнительной образовательной программы
«Умелые ручки» проводятся следующие виды контроля: текущий контроль, промежуточная и
итоговая аттестации.
Текущий контроль проводится на занятиях, в соответствии с учебной программой в
форме педагогического наблюдения за результатами выполнением обучающимися работ.
Промежуточная аттестация в объединении «Умелые ручки» проводится с целью
повышения эффективности реализации и усвоения обучающимися дополнительной
образовательной программы и проводится один раз в год как оценка результатов обучения за 1
полугодие. Промежуточная аттестация в объединении включает в себя проверку практических
умений и навыков.
Итоговая аттестация с обучающимися проводится в конце учебного года. Проведение
промежуточной и итоговой аттестаций имеет индивидуальные и групповые творческие формы:
творческая импровизация, творческий конкурс и т.д.
2.3. Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Умелые ручки» на 2025-2026 учебный год
Продолжительность и календарные периоды учебного года:
Дата начала учебного года: 1 сентября 2025 года.
Дата окончания учебных занятий: 25 мая 2026 года.
Сроки и продолжительность каникул, нерабочих праздничных, выходных дней
Дата

Каникулярный
период

Продолжительность
каникул, праздничных и
выходных дней в
календарных днях

Начало

Окончание

Зимние каникулы

31.12.2025

11.01.2026

12

Летние каникулы
Праздничные дни

26.05.2026
31.08.2026
23.02.26, 09.03.26, 01.05.26, 09.05.25

98
4

8

Организационно-педагогические условия реализации программы:
№
п/п
1
2
5
6

Основные характеристики образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
3. Список литературы
Литература для педагога:

37
37
17
20

Афонькина, Е. Ю., Афонькин, С. Ю. Уроки оригами в школе и дома. М., 1996. - 207 с.
Афонькин, С. Ю., Лежнева, Л. В., Пудова, В. П. Оригами и аппликация. М., 2001.304 с.
Гагарин, Б.Г. Конструирование из бумаги. -Ташкент 1988.
Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников.
М.: Просвещение, 2010.-223с.-(Стандарты второго поколения).
5.
Джун Джексон. Поделки из бумаги. - "Росмэн", Москва 1996.
6.
Калмыкова, Н.В., Максимова, И.А. Макетирование из бумаги и картона. "Университет",
Москва 2000.
7.
Полунина, В.Н. Искусство и дети. - "Просвещение", Москва 1982.
8.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
9.
Авторская учебная программа Е. И. Коротеевой «Смотрю на мир глазами художника» для
учащихся 1 -4 классов общеобразовательных учреждений (Программы внеурочной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт. / Под научной редакцией В.А.Горского.-Изд.
2-е, - М.:Просвещение)
1.
2.
3.
4.

Литература для учащихся:
1.
2.

Бортон, П., Кэйв, В. Игры забавные и ужасные.- "Росмэн" Москва 1996.
Минервин, Г.Б. О красоте машин и вещей. - "Просвещение" Москва 1975.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».