Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Макуёвская начальная общеобразовательная школа»
Утверждаю
Директор МКОУ «Макуёвская НОШ»
___________ Г.А. Кучина
ПОЛОЖЕНИЕ
о построении развивающей предметно-пространственной среды в разновозрастной группе
Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Макуёвская начальная
общеобразовательная школа»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом «Об образовании в
Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г, Приказом министерства образования и
науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования» №1155 от 17.10.2013г,
1.2. Настоящее положение обеспечивают реализацию основной общеобразовательной
программы дошкольного образования.
1.3. За полнотой и качеством построения развивающей предметно-пространственной среды
осуществляется контроль.
1.4. Положение о построении развивающей предметно-пространственной среды вступает в
силу с момента издания приказа «Об утверждении Положения» и действует до внесения
изменения.
2.Цель и задачи предметно-развивающей среды
2.1. Цель – создание условий для самостоятельной, активной, целенаправленной
деятельности ребёнка (игровой, двигательной, изобразительной, театральной и тд).
2.2. Задачи развивающей предметно-пространственной среды в групповых помещениях:
- обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства
группы в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления
их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
- обеспечить возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых,
двигательной активности детей, а также возможности для уединения;
- обеспечивать интеграцию образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями
образовательных областей;
- основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного
процесса.
3.Принципы построения предметно-развивающей среды.
3.1.Содержательно-насыщенности,
предусматривающий
разнообразие
тематики
материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с
предметным окружением.
3.2. Вариативности, предусматривающий наличие в группе различных пространств,
материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.
3.3.Полифункциональности,
предполагающий
возможность
разнообразного
использования различных составляющих предметной среды.
3.4.Доступности, предполагающий доступность всех помещений, где осуществляется
образовательная деятельность, свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам,
пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
3.5.Трансформируемости, обеспечивающий возможность изменений развивающей
предметно-пространственной среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту
или иную функцию пространства.
3.6. Безопасности, предполагающий соответствие всех ее элементов требованиям по
обеспечению надежности и безопасности их использования.
4.Формирование предметно-пространственной среды ДОУ
4.1. ДОУ самостоятельно выбирает и приобретает средства обучения, в том числе
технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное,
оздоровительное оборудование, инвентарь в соответствии со спецификой Программы.
5. Требования к построению развивающей предметно-пространственной среды
5.1. Развивающая предметно-пространственная среда в группах дошкольного возраста
включает в себя следующие центры развития в соответствии с возрастом детей
(приложение №1):
- центр сенсорный;
- центры «Книжный уголок »
- центр речевого развития, математический центр;
- центр конструирования;
- центр детского творчеств;
- музыкальный уголок ;
- центр «Мы играем»;
- центр двигательной активности «
- центры природы и экспериментирования ;
- центр Безопасности.
5.2. Каждый центр имеет символическое обозначение.
6 .Контроль
6.1. Контроль осуществляется в соответствии с планом – графиком о должностном
контроле
6.2. Ответственность за полноту и качество построения развивающей предметнопространственной среды возлагается на воспитателя.
6.3.
Ответственность
за
контроль
построения
развивающей
предметнопространственной среды возлагается на директора.
Приложение №1
Примерный перечень
оборудования развивающей предметно-пространственной среды
в разновозрастной группе
Центры «Здравствуй, книжка» и «Играем в театр»:
1. Столик и два стульчика
2. Маленькие ширмы для настольного театра.
3. Детские книги по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжкиигрушки.
4.Различные виды театра (плоскостной, пальчиковый, кукольный).
5. Костюмы, маски, атрибуты для разыгрывания сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Волк
и козлята».
Центр познания
«речевое развитие »:
1. Наборы игрушек и комплекты предметных и сюжетных картинок.
2. Наборы игрушек для проведения артикуляционной гимнастики.
3. Дидактические игры по развитию речи («Чей малыш?», «Найди маму?» ,«Кто в домике
живет?»)
4. Лото «Парные картинки», «Игрушки», «Магазин».
5. Игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи «Чего не
стало?», «Разноцветные машины» (различение форм ед. и мн. числа (существительных и
др.).
« Математический центр»:
1. Наборное полотно, магнитная доска.
2. Комплект геометрических фигур (круги, квадраты треугольники разных размеров,
окрашенные в основные цвета).
3. Предметы и изображения предметов различной геометрической формы.
4. Объемные геометрические формы (кубы и шары разного размера, окрашенные в
основные цвета).
5. Разнообразный счетный материал (предметные картинки, мелкие игрушки и предметы,
природный материал).
6. «Играйка 3» для развития математических способностей.
7. Блоки Дьенеша.
8. Палочки Кюизенера.
9. Дидактические игры (Цвет. Часть и Целое. Фигуры. Формы).
«Сенсорика»
1. Нетрадиционный материал: закрытые емкости с прорезями для заполнения различными
мелкими и крупными предметами, крупные пуговицы или косточки от счетов для
нанизывания.
2. Мозаика большого размера.
3. Рамки-вкладыши «Я изучаю размер».
4. Сборные игрушки (матрешки, пирамидки, домики, машинки).
7. Разрезные картинки (2—4 части).
8. Простые крупные пазлы.
Центр конструирования ;
1. Строительный конструктор с блоками большого размepa.
2. Строительный конструктор с блоками среднего размера.
3. Различные виды конструктора
4. Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигур-людей и животных и т. п.).
5. Транспорт среднего и большого размера. Машинки деревянные, пластмассовые и
металлические разных моделей.
Центр детского творчества
1.Толстые восковые и акварельные мелки.
2. Цветной мел.
3. Цветные карандаши.
4. Гуашевые краски.
5. Пластилин.
6. Цветная и белая бумага, картон, обои.
7. Наклейки.
8. Ткани.
9. Самоклеящаяся пленка.
10. Кисти.
11. Поролон.
12. Клейстер.
Музыкальный центр:
1.Звучащие игрушки и детские музыкальные инструменты: металлофон, дудочки,
колокольчики, барабан, погремушки, игрушки-пищалки, поющие волчки, кубики и
мячики звучащими наполнителями.
2. Магнитофон и аудиокассеты с записями звуков природы.
3. Пластиковые емкости с разными наполнителями: горохом, желудями, камушками,
пшеном.
Центр «Мы играем»:
1.Куклы (маленькие, средние, большие) обоего пола.
2. Комплекты одежды для кукол
3. Комплекты постельного белья для кукол.
4. Комплекты мебели для кукол.
5. Наборы кукольной посуды.
6.Атрибуты для проведения сюжетно-ролевых игр «Дочки-матери», «Магазин»,
«Больница Доктора Айболита», «Гараж», «Парикмахерская».
7. Атрибуты для ряжения (шляпы, шарфы, шали, длинные юбки, сумки и портфели,
детские зонты, бусы и т. п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Центр двигательной акт ивности «Маленькие спортсмены»:
Мячи большие надувные (2—3 шт.).
Мячи малые и средние (по 4—5 шт.).
Обручи (3—4 шт.).
Флажки (8—10 шт.).
Ленты на колечках (8—10 шт.).
Тонкий канат, веревки.
Кубики маленькие и средние (по 8—10 шт.).
Модульные конструкции для подлезания, перелезания, залезания.
Массажные мячики (8—10 шт.).
10. Массажные коврики и ребристые дорожки.
11. Нетрадиционное спортивное оборудование (мячи-гантельки (или мешочки) из
пластиковых бутылочек, наполненных песком и т.п.)
12. Забавная игрушка-кольцеброс.
Центры природы и экспериментирования
1. Природный материал: песок, вода, глина, камушки, ракушки, деревяшки, различные
плоды, перья.
2. Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, формочки.
3.Игрушки для игр с водой.
4. Комнатные растения по программе.
5.Леечка, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель.
6. Календарь природы.
Центр «Безопасность»
1. Дидактический материал по Правилам дорожной безопасности, Пожарной безопасности
2. Атрибуты, знаки
Раздевалка:
1.Шкафчики с определителем индивидуальной принадлежности (яркими картинками и
фотографиями детей), маркировка.
2. Скамейки.
3. Схема-«алгоритм» процесса одевания.
4. Стенд для взрослых «Наши работы» (постоянно обновляющаяся выставка работ детей).
5. .«Консультации для родителей» (рекомендации родителям по организации досуга
детей, материалы для игр и домашних занятий, рекомендации специалистов и т.д.).
6 Мини-библиотека методической литературы для родителей и книг для чтения детям
дома
7. Информационный стенд (режим работы детского сада и группы, сетка НОД,
объявления, «Визитная карточка группы»).
Туалетная комната:
1.Традиционная обстановка.
2. Схема-«алгоритм» процесса умывания.
Подписан: Кучина Галина Алексеевна
Основание: я подтверждаю этот
документ своей удостоверяющей
подписью
Местоположение: д.Макуй
Дата: 2022-05-23 16:56:23