Рабочая программа воспитания

Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "МАКУЁВСКАЯ
НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
DN: C=RU, S=Свердловская область, STREET="д. Макуй,
переулок Центральный,1", L=Туринская Слобода,
T=Директор, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""МАКУЁВСКАЯ
НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА""",
ОГРН=1096656000320, СНИЛС=02591207435, ИНН
ЮЛ=6656019616, ИНН=665100183009,
E=makuewskooh@mail.ru, G=Галина Алексеевна, SN=Кучина,
CN="МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""МАКУЁВСКАЯ
НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"""
Основание: я подтверждаю этот документ
Местоположение: д. Макуй
Foxit Reader Версия: 9.7.2

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Макуёвская начальная общеобразовательная школа»

СОГЛАСОВАНО
педагогическим советом
протокол от 30.08.2022 № 1

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МКОУ «Макуёвская НОШ»
от 30.08.2022 г. №15-д

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Макуёвская начальная общеобразовательная школа»

д. Макуй , 2022 г.

Пояснительная записка
Данная программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения
школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их
людьми. Воспитательная программа показывает, каким образом педагоги могут реализовать
воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности.
Программа воспитания разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в
Российской Федерации» (от 29.02 2012 г. № 273-ФЗ), Конвенцией ООН о правах ребенка, Стратегией
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, федеральными
государственными образовательными стандартами начального и основного общего образования,
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, проектом
Примерной программы воспитания, составленной научными сотрудниками РАО.
В центре программы воспитания находится личностное развитие обучающихся в соответствии с
ФГОС общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития
России и мира. Одним из результатов реализации программы школы станет приобщение
обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в
российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных
результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные
установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой
деятельности. Данная программа воспитания показывает систему работы с детьми в школе.
Данная программа имеет следующую структуру:
1. Особенности организуемого в школе воспитательного процесса;
2. Цель и задачи воспитания;
3. Виды, формы и содержание деятельности;
4. Анализ воспитательного процесса.
1. Особенности организуемого в школе воспитательного процесса
МКОУ «Макуёвская НОШ » находится в сельской местности с населением 200 человек.
Русскоязычное население, в основном это люди пожилого возраста. Основной контингент семей
это малообеспеченные многодетные и неполные семьи, с низким образовательным уровнем,
имеющие только основное общее образование.
На территории села отсутствуют предприятия по производству какой-либо продукции.
Работают учреждения: школа- сад, фельдшерско-акушерский пункт, дом культуры и магазин.
В школе один класс-комплект (1-2 класс). Работает один педагог по специальности «учитель
начальных классов». Педагог имеет среднее профессиональное образование,
Содержание образования в школе определяется программами, разрабатываемыми,
принимаемыми и реализуемыми самостоятельно на основе государственных образовательных
стандартов. Организация реализует программы:
- основная общеобразовательная программа дошкольного образования в группах
общеразвивающей направленности; в 2020-2021 учебном году данную программу осваивают 14
воспитанников;
- основная общеобразовательная программа начального общего образования (нормативный
срок освоения – 4 года); в 2020 - 2021 учебном году в школе обучается 4 учащихся.
Процесс воспитания в МКОУ «Макуёвская НОШ» основывается на следующих принципах
взаимодействия педагогов и школьников:
 неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения
конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при
нахождении в образовательной организации;
 ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды
для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие
школьников и педагогов;



реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых
общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными
событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
 организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной
заботы и взрослых, и детей;
 системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его
эффективности.
Основными традициями воспитания в МКОУ «Макуёвская НОШ» являются следующие:
 стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые
общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий
педагогов;
 важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания
других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка,
коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их
результатов;
 в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и
его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
 в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами,
поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а
также их социальная активность;
 педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов,
кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них
доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
 ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по
отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную,
посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
В процессе реализации Программы воспитания педагоги школы сотрудничают с
социальными партнерами:
- администрацией Сладковского сельского поселения;
- ТКДН и ЗП Слободо-Туринского района;
- инспекторами ПДН ОП № 27 межмуниципального отдела МВД России «Байкаловский»;
– МАУДО «Центр детского творчества «Эльдорадо»;
- МАУДО «Слободо-Туринская ДЮСШ»;
- Дом культуры д. Макуй;
- Слободо-Туринский историко-краеведческий музей;
- ГАУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Слободо-Туринского
района».

2. Цели и задачи воспитания
Современный
национальный
идеал
личности,
воспитанной
в
новой
российской
общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин
России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за
настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского
народа.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества
ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек)
формулируется общая цель воспитания – личностное развитие школьников, проявляющееся:
1. в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих
ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2. в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их

социально значимых отношений);
3. в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения
сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта
осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому
стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно
сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему
саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в
достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников
позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего
образования:
1. В воспитании детей младшего школьного возраста таким целевым приоритетом является
создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний– знаний
основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного возраста: с их
потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть
научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым
традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и
воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой
для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления
социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным
из них относятся следующие:
 быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком
(внучкой);
 уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка
домашнюю работу, помогая старшим;
 быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях,
так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
 знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, свою страну;
 беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома,
заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем
дворе, подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса,
водоёмы);
 проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не
прибегая к силе;
 стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
 быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
 соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
 уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать
хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере
возможности помогатьнуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной
национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с
ограниченными возможностями здоровья;
 быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на
других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё
мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности
следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение
в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.
Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели, позволит
ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в
сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с

окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с
людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из
трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках
счастья для себя и окружающих его людей.
Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение следующих
основных задач:
1. реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать
традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном
сообществе;
2. реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать
активное участие классных сообществ в жизни школы;
3. вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие
по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные
возможности;
4. использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать
использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
5. инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и
на уровне классных сообществ;
6. поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных
объединений и организаций;
7. организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их
воспитательный потенциал;
8. организовывать профориентационную работу со школьниками;
9. организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;
10. развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные
возможности;
11. организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития
детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и
событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики
антисоциального поведения школьников.
3. Виды, формы и содержание деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих
направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем
инвариативном и вариативном модуле.
3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела - это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает
участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и
анализируются совместно педагогами и детьми. Это комплекс коллективных творческих дел,
интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый
коллектив.
Для этого в Школе используются следующие формы работы
На внешкольном уровне:
Ежегодно школой реализуются социальные проекты:
- благотворительной направленности «Весенняя Неделя Добра»;
- экологической направленности «Чистое село»;
- патриотическая акция «Вахта памяти» (проект запущен при непосредственном участии школы,
ежегодно 9 Мая и 22 июня проходит на мемориале памяти);
открытые дискуссионные площадки:
- проводятся общешкольные родительские и ученические собрания, которые проводятся один раз в
четверть, в их рамках обсуждаются насущные проблемы школы, учащихся и родителей;

- организуется проведение профилактического мероприятия «Единый День профилактики». В этот
день с обучающимися и их родителями (законными представителями) проводится встреча с
представителями субъектов профилактики: Управления образования, ТКДН и ЗП, ПДН,
участковым уполномоченным, органа опеки и попечительства.
проводимые для жителей села и организуемые совместно с семьями учащихся спортивные
состязания, праздники, представления, которые открывают возможности для творческой
самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих:
- спортивно-оздоровительная деятельность: состязания «Мама, папа я -спортивная семья» с
участием обучающихся и их родителей в командах;
- досугово-развлекательная деятельность: праздники, концерты, конкурсные программы к
Всероссийскому Дню матери, Международному Дню 8 марта, Международному Дню семьи,
выпускной вечер в связи с окончанием начальной школы с участием родителей, бабушек и
дедушек;
- концерты в сельском Доме культуры с участием школьников в День пожилого человека, День
защиты детей, на 8 Марта, 9 Мая, новогодние представления;
- участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и международным
событиям:
- патриотическая акция «Бессмертный полк» (проект запущен и при непосредственном участии
школы, шествие жителей д. Макуйс портретами ветеранов Великой Отечественной войны по
главной улице села к мемориалу).
На школьном уровне:
- общешкольные праздники - ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные,
литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными
датами и в которых участвуют все классы и сотрудники школы:
-День Учителя (поздравление учителей, концертная программа, подготовленная обучающимися и
воспитателями детского сада, проводимая при полном составе всех учеников и учителей школы);
- День дошкольного работника (поздравление для воспитателей и других работников детского
сада, приготовленные обучающимися и учителями);
- праздники, концерты, конкурсные программы в Новогодние праздники, Осенние праздники, День
матери, 8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, выпускной вечер, День Знаний;
-предметные недели (литературы и русского языка; математики, окружающего мира)
- торжественные ритуалы: посвящения, учащихся в первоклассники, «Прощание с букварем»,
«День знаний», «До свидания начальная школа».
- церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни
школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в
развитие школы:
- общешкольные линейки с вручением грамот и благодарностей;
- награждение на торжественной линейке «До свидания начальная школа» по итогам учебного года
Похвальными листами и грамотами обучающихся.
На уровне классов:
- участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
- проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел.
На индивидуальном уровне:
- вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для
них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных
редакторов,
корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование,
ответственных за приглашение и встречу гостей;
- индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки,
проведения и анализа ключевых дел;
индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки,
проведения и анализа ключевых дел;
- наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел,
за его отношениями со сверстниками, с педагогами и другими взрослыми;
- при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение

его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для
ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот
или иной фрагмент общей работы.
3.2. Модуль «Классное руководство и наставничество»
Осуществляя работу с классом, педагог организует работу с коллективом класса; индивидуальную
работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе;
работу с родителями учащихся или их законными представителями.
Работа с классным коллективом:
 инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание
необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
 организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с
учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой,
 спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной
направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными
потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, –
установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них
значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе;
 проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и
школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка,
поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам
возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания
благоприятной среды для общения;
 сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование;
однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями
и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя
подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки
и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику
возможность рефлексии собственного участия в жизни класса;
 реализация проекта «Школьная переменка» - позволяет объединить обучающихся, по
интересам, выявление обучающихся, имеющих организаторские способности, распределение
поручений в группе единомышленнико;
 выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и
правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
 изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за
поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых
педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений,
в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты
наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями
школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) – с
педагогом-психологом и социальным педагогом.
 поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание
взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего
трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным
руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить.
 индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных
портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные,
личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным
руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют
свои успехи и неудачи;
 создание личного портфолио ученика;
 работа с одаренными детьми, учениками, состоящими на всех видах учёта «группе риска»,



детьми-инвалидами и ОВЗ;
коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными
представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным
психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или
иное поручение в классе.

Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
 регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни
класса в целом;
 помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании
отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
 организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых
проблем обучения и воспитания школьников, участие родителей в Совете отцов и совете по
правовому обучению и воспитанию;
 создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в
управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их
детей;
 привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса и школы;
 индивидуальное консультирование - по плану педагогов или личном запросе;
 организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных
на сплочение семьи и школы.
Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования»
Воспитание на
занятиях
школьных курсов внеурочной
деятельности
и
дополнительного образования осуществляется преимущественно через:
 вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит
им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в
себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт
участия в социально значимых делах;
 формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые
могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными
отношениями друг к другу;
 создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально
значимые формы поведения;
 поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и
установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
 поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления. Реализация
воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках
следующих выбранных школьниками ее видов.
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования,
направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их
любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим,
экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое
мировоззрение и научную картину мира.
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования,
создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направленные
на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное,
на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное
развитие.
Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования,
направленные на развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры
общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое
собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей.

Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного
образования, направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре,
природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников, формирование у них
навыков самообслуживающего труда.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного
образования, направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения
к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности,
формирование установок на защиту слабых.
Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования,
направленные на развитие творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и
уважительного отношения к физическому труду.
Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования,
направленные на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников,
развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде.
3.4. Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными
педагогами
воспитательного потенциала урока
предполагает
следующее:
 установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих
позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания
к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
 побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
 привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
 использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач
для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
 применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые
дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с
другими детьми;
 включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
 организация наставничества мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
 инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного
выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
3.5. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях

инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного
достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и
самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку учащимся младших классов не
всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на
время может трансформироваться (посредством введения функции педагога-организатора) в детсковзрослое самоуправление. Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом.
На уровне классов:
 через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров
(например, командиров, лидеров), представляющих интересы класса в общешкольных делах
и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов
самоуправления и классных руководителей;
 через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные
направления работы класса (например: штаб спортивных дел, штаб творческих дел, штаб
работы с младшими ребятами);
 через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп, отправляющихся в
походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через систему распределяемых среди
участников ответственных должностей.
На индивидуальном уровне:
 через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ
общешкольных и внутриклассных дел;
 через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по
контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными
растениями и т.п.
3.6. Модуль «Детские общественные объединения»
Действующее на базе школы детское общественное объединение – это добровольное,
самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых,
объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе
общественного объединения. Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от
20.12.2017) «Об общественных объединениях» (ст. 5). Воспитание в детском общественном
объединении осуществляется через:
 утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении
демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность
выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т.п.),
дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения;
 организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их
личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей
школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение
сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. Такими делами являются:
посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям; совместная работа с
учреждениями социальной сферы (проведение культурно-просветительских и развлекательных
мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь в благоустройстве территории
данных учреждений и т.п.); участие школьников в работе на прилегающей к школе территории
(работа в школьном саду, уход за деревьями и кустарниками, благоустройство клумб) и другие;
 организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их
личностного развития опыт осуществления дел, направленных на помощь другим людям,
своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как внимание, забота, уважение,
умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других;
 выполнение клятвы при вступлении в объединения;
 рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации
деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых участников
(проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.);
 поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у

ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что
происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского
объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения,
создания и поддержки интернет-странички детского объединения в соцсетях, организации
деятельности пресс-центра детского объединения, проведения традиционных огоньков –
формы коллективного анализа проводимых детским объединением дел);
 участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях, деятельности на
благо конкретных людей и социального окружения в целом. Это может быть как участием
школьников в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, так и
постоянной деятельностью школьников.
По инициативе администрации школы будет созданы следующие школьные детские общественные
объединения:
1. Первичное отделение Российского Движения Школьников;
2. Волонтёрское движение «Лучики надежды и добра»;
Модуль 3.7. «Волонтерство»
Волонтерство – это участие школьников в общественно-полезных делах, деятельности на благо
конкретных людей и социального окружения в целом. Волонтерство может быть событийным и
повседневным. Событийное волонтерство предполагает участие школьников в проведении разовых
акций, которые часто носят масштабный характер, проводятся на уровне района, города, страны.
Волонтёрская деятельность осуществляеться через волонтёрское движение «Лучики надежды и
добра».
Волонтерство позволяет школьникам проявить такие качества как внимание, забота, уважение,
развивать коммуникативную культуру, умение общаться, слушать и слышать, эмоциональный
интеллект, эмпатию, умение сопереживать.
Воспитательный потенциал волонтерства реализуется следующим образом:
На уровне школы:
 участие школьников в организации праздников, торжественных мероприятий, встреч с
гостями школы;
 участие школьников в работе с младшими ребятами: проведение для них праздников,
утренников, тематических вечеров;
 участие школьников к работе на прилегающей к школе территории (работа в школьном саду,
благоустройство клумб, уход за деревьями и кустарниками);
 участие обучающихся в подготовке и проведении школьных мероприятий в качестве ведущих,
выступающих, дежурных.
 участие обучающихся из волонтерского движения «Лучики надежды и добра» в подготовке и
проведении линеек, выступления агитбригад для воспитанников детских садов, социальных
партнёров;
 участие в акциях по безопасности: изготовление и распространение листовок, буклетов и т.п.;
 посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям, проживающим в
микрорайоне школы: уборка дворовых территорий, помощь по хозяйству;
 привлечение школьников к совместной работе с учреждениями социальной сферы, в помощи
по благоустройству территории данных учреждений: участие школьников (с согласия
родителей или законных представителей) к сбору помощи для нуждающихся;
 участие обучающихся в работе на пришкольном участке во время проведения акций и летняя
практика.
Модуль 3.8. «Экскурсии, экспедиции, походы»
Экскурсии, экспедиции, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые
знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и
бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных
внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные условия
для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков
самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения

рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности
реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:
 регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня, организуемые в классах
их классными руководителями и родителями школьников: в музей, на предприятие, на
природу (проводятся как интерактивные занятия с распределением среди школьников ролей и
соответствующих им заданий, например: «фотографов», «разведчиков», «гидов»,
«корреспондентов», «оформителей»);
 предметные экскурсии, организуемые учителями и родителями для углубленного изучения
произошедших исторических событий, флоры, фауны, ланшафтов.
3.9. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в
себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам
профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной
деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей
профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации,
формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное
самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только
профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа
осуществляется через:
 циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к
осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего: классные часы
в рамках программы по наставуничеству
 профориентационные игры: профориентационные игры, квесты (ситуаций, в которых
необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания
школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках
той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;
 экскурсии на предприятия, дающие школьникам начальные представления о существующих
профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
3.10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации,
обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля,
создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые
ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на
ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как:
 оформление интерьера школьных помещений (коридоров, залов, и т.п.) и их периодическая
переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных
установок школьников на учебные и внеучебные занятия;
 размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников,
позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами
друг друга; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе: выставки рисунков,
фотоотчеты о мероприятиях, стенгазеты к праздникам;
 озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, тенистых аллей, оборудование
спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для школьников разных
возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное
пространство школы на зоны активного и тихого отдыха;
 создание и поддержание в рабочем состоянии в коридоре школы стеллажей свободного
книгообмена, на которые желающие дети, родители и педагоги могут выставлять для общего
пользования свои книги, а также брать с них для чтения любые другие;
 благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со
школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие
способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими



детьми;
акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической среды
(стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях,
правилах.

3.11. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более
эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и
школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
 Совет школы участвующий в управлении образовательной организацией и решении
вопросов воспитания и социализации их детей;
 семейные клубы, предоставляющие родителям, педагогам и детям площадку для
совместного проведения досуга и общения;
 классные родительские собрания, на которых обсуждаются вопросы возрастных
особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми,
проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов;
 родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные учебные и
внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса
в школе;
 проведение семейных конкурсов;
 общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее
острых проблем обучения и воспитания школьников (4 раза в год);
 родительский всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и
советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться
собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;
 социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а
также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов.
На индивидуальном уровне:
 работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
 участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения
острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
 помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и
внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
 индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов
и родителей – по плану педагога или запросу родителей.
3.12. Модуль «Профилактика безнадзорности и правонарушений»
Совместная деятельность педагогов, школьников, родителей по направлению
«Профилактика безнадзорности и правонарушений» включает в себя развитие творческих
способностей и коммуникативных навыков детей, формирование здорового образа жизни,
воспитание культуры поведения. Создание условий для формирования желаний учащихся
приносить пользу обществу, уважение к правам и свободам человека, позитивного отношения к
жизни, стрессоустойчивости, воспитанию законопослушного поведения. Реализуется через
следующие направления:
- составление социального паспорта класса, школы;
- реализация Программы по профилактике и безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних и пропаганде здорового образа жизни, направленная на профилактику
потребления несовершеннолетними наркотических, токсических и других психоактивных веществ
(ПАВ), алкогольной продукции, табакокурения;
- обеспечение психологической безопасности для благополучного и безопасного детства,

формирование жизнестойкости несовершеннолетних;
- профилактика социально-психологической дезадаптации, возникающая под влиянием острых
психотравмирующих ситуаций;
- профилактика - предупреждение возникновения факторов риска проявления жестокого
обращения, выявление и коррекция проблем в детско-родительских отношениях на ранней стадии,
обеспечение условий для эффективного выполнения семьей воспитательной функции.
В рамках данного модуля организуется и проводится межведомственные
комплексные профилактические мероприятия «Подросток», направленные на профилактику
правонарушений, безнадзорности, самовольным уходам из семьи несовершеннолетних.
Организацию досуга детей и подростков в каникулярный период, а также состоящих на различных
видах профилактического учета.
Проводится ежедневный мониторинг занятости учащихся, состоящих на всех видах
профилактического учета, заседания Совета профилактики школы, групповые и индивидуальные
профилактические беседы с учащимися и их родителями инспектором ПДН, наркологом,
представителями духовенства. Организуются и проводятся спортивно-массовые мероприятия,
направленные на пропаганду занятий спортом и здорового образа жизни.
3.13. Модуль «Работа по охвату учащихся различными формами деятельности в период
каникулярного отдыха»
Каникулярная занятость детей сегодня - это не только социальная защита, это еще и
пространство для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что
создает условия для социализации молодого человека с учетом реалий современной жизни, кроме
этого - круглогодичная образовательная деятельность.
Работа по охвату учащихся различными формами деятельности в период каникулярного
отдыха включает в себя
- организацию летнего отдыха обучающихся на базе школы в рамках летней оздоровительной
кампании – ЛОЛ с ДП;
- коллективные творческие дела и мероприятия, направленные на личностное развитие во время
каникул;
- занятость внеурочной деятельностью, сочетающую индивидуальную и групповую работу,
организуемую в таких формах как, проектная и исследовательская деятельность, экскурсии,
олимпиады, интеллектуальные марафоны, общественно полезные практики, соревнования.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным
направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и
последующего их решения.
Самоанализ осуществляется педагогическим коллективом ежегодно.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной
работы в школе, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий на
уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный
процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий на изучение не
количественных его показателей, а качественных - таких как содержание и разнообразие
деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;
-принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий на

использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов:
грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной
работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников,
ориентирующий на понимание того, что личностное развитие школьников - это результат как
социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными
институтами), так и стихийной социализации, и саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса являются
результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников и качество проводимой
воспитательной работы школы.
1.
Динамика личностного развития школьников осуществляется через наблюдение педагога и ведение
«Дневника наблюдений личностного развития школьника», заполнение дневника проводится после каждого
мероприятия)

Ф.И.
учащегося

Участие в
мероприятии
(+/-)

Отношение к
мероприятию
(положительное,
отрицательное,
равнодушное)

Учащийся
является
организатором,
исполнителем,
наблюдателем

Сформированность
личностного
положительного
отношения к
мероприятию
(тематике
мероприятия)

Анализ личностного развития школьника осуществляется классными руководителями с
последующим обобщением результатов эффективности проводимой воспитательной работы с
классом и обсуждение ее результатов на заседании педагогического совета школы.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития
школьников является педагогическое наблюдение и проведение диагностики «Уровень
воспитанности» учащихся 1-4 классов (методика Н.П.Капустина).
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде
существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший
учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над
чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
1.

Качество проводимой воспитательной работы в школе.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе
интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и
взрослых.
Ежегодно проводится мониторинг состояния организуемой в школе совместной деятельности
детей и взрослых, по результатам которого осуществляется анализ качества воспитательной
работы, в который включаются классные руководители, родители и социальные партнеры, хорошо
знакомыми с деятельностью школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной
деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами,
проведение анкетирования.
По результатам мониторинга составляется анализ эффективности воспитательной работы в
школе, который представляется и рассматривается на заседании педагогического совета школы и
родительской общественности и размещается на сайте образовательного учреждения.

Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень
выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и
проектирование направленных на это управленческих решений.

Мониторинг качества воспитательной работы школы.
Значение показателя
Да/нет
Количест Количество участников
во
Наименование показателя
меропри
ятий
педаго учащих род
гов
ся
ите
лей
Качество проводимых общешкольных ключевых дел
- системность проведения
мероприятий
- добровольное участие всех членов
школьной общности в деле
- происходит эмоциональная
и деятельностная включенность
участников в общее дело,
поддерживается осознанная
активность участников в их
творческой самореализации
- дела выходят на творческий
уровень организации и проведения,
носят общественную направленность
деятельности, основаны на
гуманистических общечеловеческих
ценностях, предусматривают заботу
о других, друг о друге
- создаются условия для
межвозрастного взаимодействия,
стимулирующие самоорганизацию
межвозрастных групп и сообществ,
сотворчество и сотрудничество
взрослых и детей на всех уровнях
и этапах дела
Выполнение календарного плана
воспитательной работы
Качество организуемой в школе внеурочной деятельности
- наличие программ внеурочной
деятельности обучающихся
- участие школьников в конкурсных
мероприятиях различного уровня
- муниципальный
- региональный
- всероссийский
- количество детей, педагогов и
родителей, вовлеченных в

совместную внеурочную
деятельность
Качество совместной деятельности классных руководителей и класса
- составление социального паспорта
класса
- инициирование и поддержка
участия класса в общешкольных
ключевых делах
- организация интересных и
полезных для личностного развития
ребенка
- проведение классных часов
Качество реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков
- удовлетворенность родителей и
учащихся организуемой в школе
совместной деятельности детей и
взрослых (по результатам
анкетирования)
Качество проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов
- наличие программ экологической и
краеведческой направленности
- экскурсии или походы выходного
дня на природу
- онлайн экскурсии в музей,
виртуальное посещение картинных
галерей, технопарка, предприятий.
Качество профориентационной работы школы
- наличие программы (плана)
профориентационной работы для
младших школьников
- мероприятия, направленные на
профориентационную подготовку
младших школьников
Качество работы школьных медиа
- наличие программы развития
школьных медиа
- опубликовано материалов в СМИ,
социальных сетях с участием
участников образовательного
процесса
Качество оформления школы,
организации ее предметноэстетической среды
Качество взаимодействия школы с семьей школьника.
- наличие программы родительского
просвещения
- организация родительского
просвещения
Качество проводимой профилактической работы по профилактике безнадзорности
и правонарушений
- наличие программы по
направлению

- наличие профилактических
мероприятий и вовлеченных
участников образовательного
процесса
Качество по охвату учащихся различными формами деятельности в период
каникулярного отдыха
- наличие программы (плана) по
организации оздоровления учащихся
-количество учащихся охваченных
различными формами оздоровления

АНКЕТА
для самоанализа организуемой в школе
совместной деятельности детей и взрослых
Оцените качество организуемой в нашей школе совместной деятельности детей и взрослых.
Ваша оценка может находиться в пределах от 1 до 10 баллов. Пожалуйста, познакомьтесь с
основными «крайними» характеристиками этой деятельности, а после этого обведите на
каждой шкале балл, который соответствует Вашей личной оценке.
Проблемы,
которых следует избегать

Оценочная
Идеал, на который следует
шкала от 1 до 10 ориентироваться

Качество общешкольных ключевых дел
Общешкольные дела
придумываются только
взрослыми, школьники не
участвуют в планировании,
организации и анализе этих дел

Общешкольные дела всегда
планируются, организуются,
проводятся и анализируются
совместно – школьниками и
педагогами

Дела не интересны большинству
школьников

Дела интересны большинству
школьников

Участие школьников в этих делах
принудительное, посещение –
обязательное, а сотрудничество
друг с другом обеспечивается
только волей педагогов

Участие школьников в этих делах
сопровождается их увлечением
общей работой, радостью и
взаимной поддержкой

Качество совместной деятельности классных руководителей и их классов
Классные руководители не
пользуются авторитетом у детей
своих классов

Классные руководители являются
значимыми взрослыми для
большинства детей своих классов.
Школьники доверяют своим
классным руководителям

Большинство решений,
касающихся жизни класса,
принимаются классным
руководителем единолично.
Поручения классного
руководителя дети часто
выполняют из страха или по
принуждению

Большинство решений,
касающихся жизни класса,
принимаются совместно классным
руководителем и классом, у детей
есть возможность проявить свою
инициативу

В отношениях между детьми
преобладают равнодушие,
грубость, случается травля детей

В классе дети чувствуют себя
комфортно, здесь преобладают
товарищеские отношения,
школьники внимательны друг к
другу

Качество организуемых в школе курсов внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность в школе
организуется преимущественно в
виде познавательной
деятельности, как продолжение
учебных занятий

В школе реализуются
разнообразные виды внеурочной
деятельности школьников:
познавательная, игровая,
трудовая, спортивнооздоровительная, туристскокраеведческая, художественное
творчество и т. п.

Участие школьников в занятиях
курсов внеурочной деятельности
часто принудительное

Занятия в рамках курсов
внеурочной деятельности
интересны для школьников,
школьники стремятся участвовать
в этих занятиях

Результаты внеурочной
деятельности детей никак не
представлены в школе

С результатами внеурочной
деятельности детей могут
познакомиться другие школьники,
родители, гости (например, на
концертах, выставках, ярмарках,
родительских собраниях, сайте
школы и т. п.)

Качество реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков
Уроки скучны для большинства
школьников

Дети заинтересованы в
происходящем на уроке и
вовлечены в организуемую
учителем деятельность

Уроки обычно однообразны,
преобладают лекционные формы
работы

Учителя часто используют на
уроке игры, дискуссии и другие
парные или групповые формы
работы

Качество проводимых в школе экскурсий, походов
Экскурсии, походы и прочие
выездные мероприятия проводятся
крайне редко или не проводятся
вовсе

Экскурсии, походы и прочие
выездные мероприятия
проводятся регулярно, формы
такой деятельности разнообразны,
в ней участвуют школьники
разных классов, разных
возрастных групп

У взрослых нет стремления
заинтересовать школьников, им
важен, прежде всего, сам факт
участия детей в выездных

Взрослые умеют заинтересовать
школьников теми выездными
делами, в которых они участвуют

мероприятиях
Экскурсии, походы и прочие
выездные мероприятия проводятся
как мероприятия, в которых
школьники занимают
преимущественно пассивную
позицию

Выездные дела предваряются их
совместной подготовкой,
распределением между
школьниками необходимых ролей
(фотографа, экскурсовода и т. п.).
При их проведении ребята
занимают активную позицию по
отношению к происходящему. По
окончании дел проводится
совместный анализ, а итоги
представляются в творческих
формах

Качество профориентационной работы школы
Профориентационная работа
ориентирована лишь на
ознакомление школьников с
основными профессиями

Профориентационная работа
ориентирована на формирование у
школьников трудолюбия,
готовности к планированию
своего жизненного пути, выбору
будущей профессиональной
сферы деятельности и
необходимого для этого
образования

Профориентационной работой
занимается только классный
руководитель

Профориентационной работой
занимается команда педагогов с
привлечением социальных
партнеров

Профориентационные занятия
проходят формально, дети
занимают пассивную
позицию. Формы профориентацио
нной работы носят
преимущественно лекционный
характер

Формы профориентационной
работы разнообразны, дети
заинтересованы в происходящем
и вовлечены в организуемую
деятельность

Качество работы школьных медиа (газет, интернет-ресурсов.)
Деятельность школьных медиа
обеспечивается силами взрослых с
минимальным участием детей.
Школьникам не предоставлен
спектр ролей, которые они могут
выполнять, их интересы и
потребности не учитываются

В школе существует разнообразие
школьных медиа, их деятельность
обеспечивается силами учащихся
при поддержке педагогов.
Совместное распределение
обязанностей в школьных медиа
осуществляется с учетом
интересов и потребностей ребят

В содержании работы школьных
медиа отсутствуют темы,
отражающие жизнь школы,
значимые для ребят разного
возраста вопросы, не
представлены их точки зрения по

В содержании работы школьных
медиа представлена актуальная
жизнь школы, проблемы,
волнующие современных детей
разных возрастов. Здесь находят
отражение различные позиции

этим вопросам

школьников по тем или иным
вопросам

В школьных медиа не уделяется
внимания нормам культуры
общения, эстетике представления
материала, не обращается
внимание на достоверность
используемых фактов

В школьных медиа уделяется
внимание нормам культуры
общения, эстетике представления
материала, обращается внимание
на достоверность используемых
фактов

Качество оформления школы, организации ее предметно-эстетической среды
Оформлению школы не уделяется
внимание. Оформление кабинетов,
коридоров, рекреаций и т. п.
безвкусно или напоминает
оформление офисных помещений,
а не пространства для детей

Пространство школы оформлено
со вкусом, отражает дух школы,
учитывает возрастные
особенности детей,
предусматривает зоны как тихого,
так и активного отдыха. Время от
времени происходит смена
оформления школьных
помещений

В оформлении школы не
участвуют ни дети, ни педагоги.
Здесь нет места проявлению их
творческой инициативы

Оформление школы часто
осуществляется совместно
педагогами и детьми (иногда с
привлечением специалистов). В
нем используются творческие
работы учеников и учителей,
здесь представлена актуальная
жизнь школы

Содержание плакатов, стендов,
пространственных композиций
носит формальный характер, на
них редко обращают внимание
школьники

Элементы оформления в
привлекательных для ребят
формах акцентируют внимание на
важных ценностях школы, ее
нормах и традициях

Качество взаимодействия школы и семей школьников
Большинство родителей
безразлично к участию ребенка в
школьных делах, высказывает
недовольство, если это влияет на
их планы

Большинство родителей
поддерживает участие ребенка в
школьных делах, может
координировать свои планы с
планами ребенка, связанными с
его участием в делах школы

Работа с родителями сводится
преимущественно к
информированию об успеваемости
детей, предстоящих конкурсах,
мероприятиях. Реакция родителей
на нее формальна

Школе удалось наладить
взаимодействие с родителями в
вопросах воспитания детей
(информирование, обучение,
консультирование и т. п.), его
формы востребованы и
пользуются доверием со стороны
родителей

Педагоги испытывают трудности в
организации диалога с родителями

Педагоги организовали
эффективный диалог с

по вопросам воспитания детей.
Родители в основном игнорируют
мнение педагогов, вступают с
ними и друг с другом в
конфликты, нередко вовлекая в
них учеников класса. В
организации совместных с детьми
дел педагоги могут рассчитывать
только на себя

родителями по вопросам
воспитания детей. Большая часть
родителей прислушивается к
мнению педагогов, считая их
профессионалами своего дела,
помогает и поддерживает их,
выступает с инициативами в
сфере воспитания детей и
помогает в их реализации

Анкета для изучения личностно - развивающего потенциала школьных уроков
Оцените качество реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков в вашей
школе. Ваша оценка может находиться в пределах от 1 до 10 баллов. Пожалуйста, познакомьтесь с
основными «крайними» характеристиками этой деятельности, а после этого обведите на каждой
шкале балл, соответствующий Вашей личной оценке.
Оценочная шкала
На уроках дети пассивно 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
участвуют
в
образовательном процессе
Однообразие уроков, форм и 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
видов деятельности
Урок представлен в форме 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
лекции
Уроки ориентированы на 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
получение
знаний
по
предмету
Передача знаний на уроке от 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
учителя к ученику
Контроль
учителя
за 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
деятельностью учащихся на
уроке
Использование на уроке 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
заданий
репродуктивного
характера

Дети активно вовлечены в
организуемую
учителем
деятельность на уроке
Разнообразие видов учебной
деятельности,
создание
нестандартных ситуаций
Применение
диалоговых
форм общения
Реализация
предметных,
метапредметных
и
личностных УУД
Осуществление
связи
«учитель
+
ученик
=
партнеры»
Осуществление учащимися
самоконтроля и самооценки
на каждом этапе урока
Создание
заданий
поискового характера

Критерии и показатели оценки эффективности деятельности классного руководителя
ФИО_________________________________ класс____ Учебный год _______________
Критерии
1.
Освоение
учащимися
образовательных
стандартов

Показатели
Баллы
Снижение количества неуспевающих по итогам учебного года 1
Отсутствие учащихся, систематически пропускающих 1
учебные занятия по неуважительной причине
Сохранность «отличников»
1
Отсутствие учащихся в классе с одной «4», «3» по 1
результатам промежуточной аттестации

2.
Выявление
и
поддержка
талантливых
детей

3.
Профилакт
ика
безнадзорности,
беспризорности и
правонарушений

4.
Сохранени
е здоровья
школьников
5.
Уровень
общественной
активности
обучающихся

6.
Профориен
тация

7.
Развитие
системы
взаимодействия с
родителями
8.
Качество
работы с
документацией
9.

Качество

100% охват уч-ся системой дополнительного образования и 1
внеурочной деятельности
Результативное участие в мероприятиях (наличие призовых
мест) (1 – школьный уровень, 2 – муниципальный, 3 –
областной и 4 – федеральный)
Участие в конкурсах и соревнованиях
(1 – школьный уровень, 2 – муниципальный, 3 – областной и 4
– федеральный)
Организация экскурсий, походов
Наличие системы работы с детьми «группы риска»,
состоящих на учете в ПДН, ВШУ
Организация отдыха в оздоровительном лагере на базе школы
и др.учреждений социально незащищенных детей, категории
«трудные» (каникулярный период)

1-4

1-4

1
1
1

Выявление фактов безнадзорности, беспризорности или 1
социально-опасного положения
Отсутствие обучающихся, состоящих на различных видах 1
учета
Отсутствии случаев травматизма
1
100% охват детей горячим питанием
Наличие обучающихся, зарегистрированных в РДШ
иных детских общественных объединениях

1
или 1

Наличие обучающихся, входящих в состав ЮИД или 1
ЮНАРМИИ
Наличие обучающихся, представляющих интересы класса в 1
общешкольных делах (самоуправление)
Участие в организации предметно-эстетической среды

1

Участие в ключевых общешкольных делах
Развитие школьных (классных) медиа
Участие обучающихся в волонтерских движениях или
добровольческих акциях
Организация
мероприятий,
направленных
на
самоопределение
(ярмарка
профессий,
онлайн-уроки
«Проектория», посещение дней открытых дверей, экскурсии
на предприятия, профориентационные квесты, игры и тд.)

1
1
1
2

Реализация
программы
родительского
всеобуча: 1
инновационные формы работы с родителями, наличие плана
работы
Проведение открытых классных часов, совместных 1
мероприятий
с
социальными
партнерами
или
правоохранительными органами
Качество работы с документацией (журналы, личные дела, 1
характеристики, справки)

Соответствие плана воспитательной работы требованиям 1
школьной документации

программнометодического
обеспечения ВП

Системное
(еженедельное)
проведение
тематических 1
классных часов (1-11 классы), подтвержденное записями
(журнал)

10.
Удовлетво Отсутствие обоснованных (письменных) жалоб и обращений 1
в администрацию школы, вышестоящие организации
ренность
учащихся
и
родителей
Выступления на педагогических советах по вопросам 1-3
воспитания, ШМО и/или РМО классных руководителей,
наличие публикаций в различных сообществах, в том числе на
школьном сайте (по вопросам воспитания)
(1 – школьный, 2 – муниципальный, 3 – региональный)
Участие
классного
руководителя
в
конкурсах 1-3
профессионального мастерства в зависимости от уровня
конкурса и результативности
(1 – школьный, 2 – муниципальный, 3 – региональный)
Итого
31-41
*оценивает деятельность классного руководителя комиссия ОУ по стимулированию на основании
листа самооценки.
Общий балл ______________________________________
11.
Презентаци
я и трансляция
педагогического
опыта

Шкала оценивания
№
Уровень
п/п
1
Низкий
2
Средний
3
Высокий

Баллы
Менее 20
21-30
31-41


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».